Вы здесь

На заемные средства. Дорога Кызыл – Курагино двинется под госгарантии

  • Вверх
    39
  • down
    51
1454 просмотра

Строительство железнодорожной магистрали Кызыл — Курагино, который продвигала Республика Тува на протяжении последнего десятилетия, кажется обретает второе дыхание. После совещания у зампреда российского правительства Аркадия Дворковича проект с использованием механизма концессии оказался фактически утвержденным российскими властями. Соответствующее соглашение, по которому государство выдало беспрецедентные гарантии на страхование рисков бизнес-структурам, которые будут строить железную дорогу Кызыл – Курагино, с инвесторами уже согласовано. Предполагается, что Тувинская энергетическая промышленная компания и управляющее активами пенсионных фондов ЗАО «Лидер» должны вложить в проект по 28,9 млрд рублей, при том, что последнее должно организовать размещение облигаций на 134,6 млрд рублей среди негосударственных пенсионных фондов и инвесторов, а также обеспечить их выкуп. Государство гарантирует концессионеру минимальную доходность, но и имеет право отобрать построенную дорогу, если не будет вовремя построен горно-обогатительный комбинат на Элегестском месторождении. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Государство выдало, пожалуй, беспрецедентные гарантии на страхование рисков бизнес- структурам, которые будут строить железную дорогу на условиях концессии, – сообщил глава Тувы Шолбан Кара-оол. – То, что даже в непростых условиях проекту Кызыл – Курагино сегодня открывают второе дыхание, подтверждает всю серьезность намерений довести начатое до логического завершения».

По словам руководителя республики, экономическая целесообразность строительства тувинской железной дороги «Кызыл-Курагино» не требует таких доказательств. «Актуальность проекта с каждым годом только повышается отметил Шолбан Кара-оол – Особенно в свете экономического подъема, который наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Комплексный проект, куда входила не только железная дорога с грузооборотом около 15 миллионов тонн в год, но и угледобывающий комплекс, угольный портовый терминал Ванино, разрабатывался со второй половины «нулевых» годов. Однако его реализация несколько раз срывалась, несмотря на то, что 20 декабря 2011 года Владимир Путин, бывший тогда председателем правительства России, вбил первый золотой символический костыль в шпалу на участке около Кызыла, который строится на средства Енисейской промышленной компании. «Государство было готово финансировать его из неприкосновенного резерва – Фонда национального благосостояния, если бы не финансовый кризис, а затем санкционная война», – подчеркнул Шолбан Кара-оол.

Новая железная дорога с выходом на Транссибирскую магистраль должна связать станцию Курагино в Красноярском крае со столицей Тувы Кызылом, а также с угольным месторождением Элегест, чьи запасы коксующего угля оцениваются в 1 млрд тонн. Ее стоимость оценивается в 192,4 млрд рублей. Само строительство планируется выполнить за 4,5 года, завершив в 2022 году.

Три года назад министр обороны России и уроженец Тувы Сергей Шойгу попытался придать новый импульс проекту. Тогда на заседании правительства РФ он предложил расширить проект строительства железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино. По его словам. железная дорога может быть продлена в Западную Монголию до китайского Урумчи, откуда может повернуть в Пакистан или в Индию. Все это должно было открыть России дополнительные ворота в страны Азии, что обеспечит значительное увеличение товарооборота и дополнительный приток инвестиций.

Теперь проект железнодорожной линии протяженностью 410 км прошел утверждение российскими властями. Соответствующее соглашение с инвесторами уже согласовано на совещании у зампреда правительства Аркадия Дворковича. Предполагается, что дорогу будет строить «ТЭПК Кызыл — Курагино», в которой по 47,5% принадлежит Тувинской энергетической промышленной компании (ТЭПК) Руслана Байсарова и управляющей компании «Лидер», а 5% перейдут под контроль оператора линии — РЖД.

О том, что ОАО «РЖД» войдет в капитал АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» стало известно еще в мае на ПМЭФ-2017. Тогда говорилось, что монополия будет в рамках проекта курировать вопросы, связанные с технологией организации перевозок и эксплуатацией инфраструктуры новой железнодорожной линии, а также осуществлять перевозку.

Предполагается, что ТЭПК и управляющее активами пенсионных фондов ЗАО «Лидер» должны вложить в проект по 28,9 млрд рублей. При этом «Лидер» должен организовать размещение облигаций на 134,6 млрд рублей среди негосударственных пенсионных фондов и институциональных инвесторов, а также обеспечить их выкуп. Срок обращения этих бумаг составит пятнадцать лет, а их ожидаемая доходность определена по формуле «инфляция плюс 4 процента».

Обращает на себя внимание главная изюминка концессионного соглашения, которая предусматривает господдержку. Государство гарантирует концессионеру минимальную доходность в том случае, если тот недополучит прибыль по итогам года. Кроме того, государство готово погасить весь долг перед кредиторами, если соглашение будет расторгнуто. Но в этом случае ТЭПК потеряет вложенные 29 млрд рублей, а право пользования дорогой перейдет федеральному центру.

«Вероятность такого сценария крайне низка, но он все-таки может реализоваться, – отмечают специалисты журнала «Эксперт». – Все это может произойти, если ТЭПК не построит одновременно с железной дорогой горно-обогатительный комбинат мощностью 15 млн тонн за 130,8 млрд рублей, либо если государству придется трижды компенсировать концессионеру недополученную прибыль от эксплуатации дороги до размера минимальной доходности, который пока не разглашается».

Само концессионное соглашение будет заключено сроком на 30 лет. Минтранс России уже опубликовал предложение инвестора о готовности строительства к угольному месторождению Элегест железнодорожной дороги Кызыл – Курагино. Согласно конкурсной документации, начинается прием заявок о готовности участия в конкурсе на строительство инфраструктуры железнодорожной линии. Окончание приема запланировано на 29 января 2018 года, а итоги будут подведены 30 января.

«После публикации Минтрансом России предложения, конечно, можно говорить о том, что проект на условиях концессии начинает приобретать какие-то реальные очертания, – сообщил вице-премьер правительства Тувы Александр Брокерт. – Но в любом случае потребуется не меньше года для того, чтобы заработала система размещения облигаций».

http://fedpress.ru/article/1924043