Вы здесь

Как Куросава нашел Дерсу Узала

  • Вверх
    30
  • down
    29
3855 просмотров

«Я счастлив… Ради этого стоило жить…»

Летом 1999 г. ушел из жизни актер Максим Мунзук, сыгравший роль Дерсу Узала в фильме режиссера Куросавы, прославившего природу Приморского края на весь мир. «Он и был сродни Дерсу», — говорил впоследствии режиссер о Мунзуке, с которым родился и умер почти в одно время…

Максим Монгужукович Мунзук родился в Туве в 1910 г. в многодетной семье, где рождались только девочки, но в младенчестве все умирали. Девятые роды разрешились двойней: мальчик и девочка. И вновь судьба была жестока к ним: в этот раз смерть забрала с собой и девочку, и мать. Живым остался лишь один мальчик — это и был маленький Мунзук. Вскоре умер его отец, и остался он совсем один. Мальчик избрал путь актера и стал впоследствии певцом, собирателем музыкального фольклора, композитором, педагогом, актером и режиссером театра.

В годы войны, когда трудно было с продуктами, Мунзук после спектакля охотился, чтобы прокормить семью. Этот опыт пригодился актеру в реализации роли охотника Тэхэ-Доржу в фильме «Пропажа свидетеля». Акира Куросава увидел его именно в этом фильме.

В конце творческого пути Мунзук уже получил звания народного артиста РСФСР, кавалера ордена Дружбы народов и купил старенький «Москвич», у которого мог на слух определить любую автомобильную «болезнь».

В 1971 г. Мунзук только что ушел на пенсию, как ему пришло приглашение сниматься в кино. Он об этом уже не мечтал. А о Приморском крае знал понаслышке. Правда, у китайских торговцев в детстве батрачил и научился даже считать по-китайски…

В конце 60-х годов вместе с тремя режиссерами Акира Куросава основал компанию «Четыре всадника» и поставил свой первый цветной фильм — «Под стук трамвайных колес». Фильм рассказывал об обитателях городской свалки и с треском провалился, а «Четыре всадника» разорились. Куросава впал в патологическую депрессию. Доведенный до отчаяния, в декабре 1971 г. Куросава совершил попытку самоубийства. Он сделал шесть надрезов у себя на шее и восемь на запястьях, но его удалось спасти. Пытаясь выйти из кризиса, он обратился к природе и книге Арсеньева «Дерсу Узала», которую читал детстве.

К 1971 г. тираж старого издания давно разошелся, а тот экземпляр, что был у Куросавы, сгорел во время войны. Единственный экземпляр книги Куросава смог найти только в библиотеке, где ему сделали копию. Героев Арсеньева режиссер хотел сначала снять на острове Хоккайдо, но потом понял, что природа этого острова не может сравниться с Уссурийским краем. Для реализации замысла нужны были деньги, и Куросава решил обратиться в посольство СССР. Посол пообещал посодействовать. В СССР ухватились за эту идею — выделили на проект 4 млн долларов и предоставили Куросаве возможность делать все, что заблагорассудится. «Если Куросаве понадобится, чтобы в тайге всплыла подводная лодка, то она должна будет всплыть», — грозно шутил тогдашний глава советского кино товарищ Сизов.

В марте 1973 г. Куросава начинает работу над сценарием и поиском актеров. Приходили на пробу многие, даже певец, исполнявший тогдашний хит «Увезу тебя я в тундру». Куросава отмахивался и постоянно просматривал советские фильмы.

Однажды он вдруг встрепенулся во время просмотра одного из малоизвестных фильмов и ткнул пальцем в экран на массовом эпизоде, указав на бегущего маленького кривоногого человечка. Никто не знал, кто это, даже режиссер фильма. В итоге расследования удалось все же выяснить, что это Максим Мунзук из тувинского музыкального театра. Куросава тут же отдал распоряжение доставить этого человека.

«В тувинском театре нам сказали, что Мунзука увидеть нельзя, так как он ушел на охоту, — вспоминал оператор фильма. — Прошла почти неделя, срок нашей командировки был давно завершен, мы собрались улетать на следующий день, когда к нам в номер пришел странный человечек, прямо в своем охотничьем снаряжении. Его никто не назвал бы красавцем, поэтому мы прихватили в Москву еще двух актеров, посимпатичней, на наш взгляд».

Смотрины начались неудачно — сначала запустили «симпатичных», Куросава опять был недоволен и ворчал. Третьим пошел Мунзук. «Мы впихнули его в комнату к Куросаве, — вспоминали очевидцы. — А сами даже побоялись идти, подслушивая за дверью. После затянувшегося молчания мы, наконец, из любопытства открыли дверь: Куросава усадил Мунзука в собственное кресло и просто любовался им. Он и после неизменно называл его своим самым любимым актером в жизни».

Возможно, как и Арсеньев в Дерсу Узала, он увидел в тувинце Мунзуке родственную душу. Их родство мистическим образом прослеживается даже в датах рождения и смерти: оба появились на свет в один год и умерли с разницей в 10 месяцев. Акира Куросава родился 23 марта 1910 г., скончался 6 сентября 1998-го. Максим Мунзук родился 2 мая 1910 г., а скончался 28 июля 1999-го. Дружба и духовная связь, установившаяся между Куросавой и Мунзуком на съемочной площадке, продлилась до конца их жизни. На протяжении всего этого времени Мунзук получал поздравительные открытки в Новый год по лунному календарю.

В 1974 г., через месяц репетиций на «Мосфильме», интернациональная съемочная группа отправляется на Дальний Восток, где в течение восьми месяцев проходят съемки.

Все восемь месяцев Мунзук каждый день писал письма домой, называя Куросаву «бакши» — «учитель». «Сегодня снимали довольно трудный эпизод, — писал он, — и я чувствовал, что бакши недоволен мной. Он терпеливо объяснял сцену, без особого напряжения добивался нужного результата. Я сам больше нервничал, меня поражала его внутренняя сила, выдержка и терпение в работе с актерами, другой бы на его месте давно накричал на меня».

«Что же касается Мунзука, — констатировал Куросава, — то для меня это прежде всего очень интересный типаж. Его собственный характер, образ жизни чем-то сродни Дерсу — он так же любит охоту, лес, горы. Мунзук долгие годы проработал в театре, и это наложило на его игру отпечаток театральности, что поначалу было заметно. Ему трудно дался переход в кинематограф, он не всегда оставался естественным в своей игре. Но он много репетировал, особенно когда мы переходили от одного эпизода к другому и надо было осваивать новый текст, а затем находить синтез текста и действия. Сейчас роль у него получается, от съемки к съемке он работает все лучше».

Однажды Мунзук без дублера прыгнул в реку. По тайге разнеслось громкое: «Ура-а-а!!!». Все стали поздравлять актера, но вот молча подходит Акира Куросава, молча смотрит в глаза и молча обнимает Мунзука. Последний часто вспоминал этот момент и говорил: «Это была наивысшая похвала бакши. Мы все привыкли, что наш бакши всегда в очках, а вот когда он посмотрел мне в глаза после прыжка, вдруг захотелось их снять и глянуть глубже». И такая возможность представилась во время стрижки. Съемочная группа пригласила себе в экспедицию парикмахера. Решил подстричься и сам Акира Куросава. При стрижке ему, конечно же, пришлось снять свои черные очки, и мечта Мунзука сбылась — ему удалось глянуть в глаза режиссеру. Он писал: «Куросава сама доброта, чист, как малое дитя, слегка косоватые глаза придают ему особую прелесть!».

Покидая СССР по окончании работы, Акира Куросава плакал в московском аэропорту.

В 1975 г. «Дерсу Узала» вышел в прокат и год спустя был признан лучшим иностранным фильмом в Америке, получив «Оскар». Но на получение статуэтки русских актеров не пустили. 23 года спустя актеру Соломину, сыгравшему Арсеньева, удалось увидеть «Оскар», и эту «встречу» передавали по телевизору. Соломин в передаче прямо в камеру обратился: «Дорогой Мунзук! Я очень надеюсь, что смотришь эту передачу. Видишь, Максим Максимович (одной рукой он держится за статуэтку), этой рукой я держусь за себя, а этой — за тебя…»

Вся семья Мунзука в это время смотрела телевизор и плакала. Причем Мунзук плакал навзрыд. Немного успокоившись, он попросил еще раз показать ему фильм «Дерсу Узала». Смотрели всей семьей, по окончании сидели молча, и довольно долго. Затем он попросил показать фрагмент передачи. В этот раз смотрел более спокойно и затем сказал: «Я счастлив… Ради этого стоило жить… Теперь можно спокойно уйти в мир иной». В иной мир он ушел 28 июля 1999 г.

Один из актеров, снимавшихся в фильме, подарил корреспонденту «К» экземпляр режиссерского плана. Последняя встреча Арсеньева и Дерсу называется «Эпизод 101». «Лежит прикрытое рогожей мертвое тело. Арсеньев, не замечая рабочих, смотрит на прикрытый рогожей труп. Из-под рогожи торчат ноги. Арсеньев узнает обувь Дерсу…»

«В этой прощальной сцене мы намучились с Мунзуком, который не хотел умирать и отказывался лечь в могилу, — вспоминал оператор фильма. — Мы уже накрывали его попоной перед камерой, а он все еще шевелился. Он был милым, забавным и суеверным человеком».

Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»

https://konkurent.ru/article/23977