Вы здесь

Правда ли, что чиновники наживаются на распродаже месторождений Тувы?

  • Вверх
    115
  • down
    118
2382 просмотра

В редакцию одной из республиканских газет поступил вопрос от жителя Чадана А. Седен-оола: «Правда ли, что  наши чиновники наживаются на распродаже месторождений Тувы?  И почему ими до сих пор не занялась прокуратура?»

Еженедельник обратился за разъяснениями по вопросам распределения месторождений полезных ископаемых в министерство природных ресурсов и экологии Тувы.

«Действительно, время от времени слухи такого рода волнуют Туву. Говорят разное: будто бы за распределением месторождений полезных ископаемых стоят высшие должностные лица республики, которые решают, кому продать то или иное месторождение и за сколько. В итоге, якобы, пришлые бизнесмены, у которых денег куры не клюют, за определенное вознаграждение чиновникам отхватили самые лакомые куски природных богатств республики и наживаются на них.

Так ли это? Если изучить федеральный закон «О недрах», которым регулируются вопросы недропользования в стране и республике, то в нем нет никаких явных лазеек, говорящих в пользу того, что региональные чиновники могли бы торговать недрами, как пирожками на базаре. И все же, чтобы окончательно убедиться в верности этого вывода, мы обратились за разъяснениями к специалистам. На «заковыристый вопрос» ответила министр природных ресурсов и экологии Республики Тыва Кыргыс Чайзу Суван-ооловна.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ТУВЫ – ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

-Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разумеется, все слухи о распродаже тувинских недр очень далеки от действительности. Во-первых, потому что все недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. То есть все тувинские месторождения полезных ископаемых, от урана до подземных вод, являются собственностью Российской Федерации. Подчеркиваю – не в региональной или муниципальной собственности, а именно федеральной.

В собственности Республики Тыва находятся месторождения общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) – это в большей степени глина, песок, гравий и другое сырье для строительной индустрии, полномочия распоряжения которыми переданы на уровень субъектов федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Государство, в данном случае правительство Российской Федерации, в лице уполномоченного на то Федерального агентства по недропользованию предоставляет добывающим компаниям лишь право на пользование недрами – то есть возможность вести разведку полезных ископаемых и их добычу. Причем данная процедура достаточно многоэтапна и, главное, публична, а это значит – абсолютно прозрачна, что исключает какие-либо манипуляции в пользу ее участников, будь то чиновники или предприниматели. Она осуществляется через аукционы и конкурсы на конкретные участки месторождений,  информация о которых публикуется в открытых источниках и освещается в СМИ.

 КЕМ И ГДЕ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ТУВИНСКИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ?

Во исполнение плана освоения минерально-сырьевой базы региона ежегодно составляется перечень участков недр, выставляемых на аукционы (конкурсы) в следующем году с учетом задач по социально-экономическому развитию, степени  готовности месторождений к освоению. Стоит отметить, что составлением его занимается не правительство Тувы, а территориальное подразделение Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) – Тыванедра.

Далее этот перечень включается в федеральный реестр недр, на основе которого Роснедра формирует график аукционных или конкурсных торгов и назначает их дату, место. Все эти сведения публикуются в доступных каждому информационных источниках, начиная с официальных сайтов уполномоченных органов государственной власти и заканчивая специализированными СМИ.

Значение имеет выбор места и формы предоставления прав недропользования. Место проведения торгов определяется Роснедрами в зависимости от величины и значимости выставляемых на аукцион месторождений. 

ДОБЫВАЮЩИЕ КОМПАНИИ ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ ПРОЦЕДУРУ АУКЦИОНОВ И КОНКУРСОВ

Самый мощный заслон возможным попыткам повлиять на распределение месторождений среди добывающих предприятий – это процедура аукционов и конкурсов, подробно прописанная в административных регламентах. Принципиальное различие между ними, по большому счету, одно. Аукцион предполагает свободную продажу, подобную торгам, к примеру, на известном всем Сотбисе – кто назовет большую сумму, тот и становится обладателем. Государство прибегает к аукционным продажам для того, чтобы выручить максимальную цену за продаваемый объект и пополнить бюджет. Регионы при этом к участию в аукционных комиссиях не допускаются.

Иное дело конкурсы. Во-первых, в них, по закону «О недрах», имеют право участвовать представители региона в составе конкурсных комиссий. Комиссии должны быть численностью не менее 7 человек. От региона в них включается, как правило, 2-3 человека, обычно это представители органов исполнительной власти (Минприроды), сотрудники Тыванедр. Со стороны федерального центра в комиссию входят как чиновники Роснедр, так и авторитетные эксперты из числа российских ученых и т.д. Во-вторых, целью торгов на конкурсе является не максимальная цена за месторождение, а условия его освоения. В отличие от аукционов, участники торгов обязаны представить на конкурс не только технико-экономические обоснования освоения месторождения, но и пакет предложений по своему вкладу в социально-экономическое развитие региона, на территории которого будет вестись добыча полезных ископаемых.

Представители регионов  имеют право выбирать, по какой форме распределять месторождения, - через аукционы или конкурсы. В частности, в перечне месторождений, направляемом в Роснедра, для этого указывается форма проведения торгов. Окончательное решение остается  за Роснедрами и федеральным правительством. Вполне естественно, что часто отдается предпочтение аукционам – как наиболее выгодному способу наполнения федерального бюджета.

Власти Тувы сегодня продолжают настаивать перед Роснедрами, что такому дотационному региону, как Тува, очень важно не просто дать право на недра, а предоставить его социально ответственному инвестору, готовому сотрудничать с местной властью в комплексном развитии региона".

По информации "Тува ТВ Информ"

Подписывайтесь на наш Telegram-канал