Вы здесь

В Туве бывшие чиновники устраивают лохотрон для пенсионеров?

  • Вверх
    155
  • down
    138
14062 просмотра

ХЕМЕР-ООЛ  НЕУГОМОННЫЙ,

или Куда несут последние деньги тувинские пенсионеры

С недавних пор в Пенсионном фонде Тувы начали происходить странные вещи – вдруг, ни с того ни с сего в фонд повалил народ с однотипными, составленными под копирку заявлениями. По сведениям ПФ, суть этих обращений одна – предоставить копии пенсионных дел, включая все расчеты, по которым назначалась пенсия. Запросы продолжают поступать.

Что же стряслось? Из личных бесед с заявителями выяснилось, что возбудителем бабушек и дедушек стала появившаяся недавно в Кызыле организация под неприметным и даже скучным названием -  Профсоюз коренных народов Тувы. По словам пенсионеров, штурмующих фонд, профсоюз пообещал им помочь увеличить размер пенсий до… 50-60, а в некоторых случаях и до 200 тысяч рублей! Разумеется, за небольшое вознаграждение – в общей сложности  надо сдать профсоюзу около 9 тысяч рублей «с носа» за членство и  юридические услуги.

Согласитесь, до боли знакомая миллионам россиян схема. Сразу вспоминаются гений финансового развода Сергей Мавроди с его «МММ» и другие пирамидальные компании, общий принцип которых строится на лозунге "Как, вложив 10 рублей, заработать миллион". Схема работает на том, что доход одного участника формируется за счет вложений новых привлекаемых им участников. Но в один прекрасный момент пирамида рушится, а её строители исчезают с деньгами вкладчиков или, как Мавроди, садятся в тюрьму, чтобы лет через 7 выйти оттуда вполне себе обеспеченными пенсионерами.

В общем-то, как признались в ПФ, есть только косвенные признаки того, что Профсоюз коренных народов Тувы  подпадает под категорию пирамиды.

По слухам, руководство фонда обратилось в  правоохранительные органы, чтобы те проверили эту мутную контору, сильно смахивающую на классические «Рога и копыта». Но о результатах проверки пока ничего неизвестно – то ли полиция не нашла ничего подозрительного, то ли все еще ищет.

Однако настораживает и то малое, что уже известно о профсоюзе «бабушкино счастье», как окрестили его в народе. Скажем, люди, стоящие за ним. Притом, что официально руководителем Профсоюза коренных народов Тувы значится некто Чойгана Допуй, но пенсионеры, которых профсоюз успел завербовать в свои ряды, называют в качестве главного действующего лица Владимира Думатовича Хемер-оола –  личность, достаточно широко известную в республике, причем, с разных сторон.

Во-первых, его знают как человека из высшей тувинской партхозноменклатуры. В советское время Хемер-оол долгие годы трудился чиновником районного звена, в  постсоветское был одной из ключевых фигур в команде Шериг-оола Ооржака – сначала в качестве депутата тувинского парламента,  потом занимал пост заместителя председателя правительства Тувы, был министром природных ресурсов.

Но была у «видного деятеля» и вторая, не менее насыщенная жизнь, о которой он, правда, предпочитал помалкивать – связанная, кстати, все с теми же финансовыми схемами. Первый опыт хемерооловских афер выпал на времена, которые принято называть началом уголовного беспредела. В 1994 году Хемер-оолу, как аграрнику, было поручено возглавить Ассоциацию крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Тувы,  через которую задумывалось развивать фермерское движение.  В апреле его поставили,  а уже в ноябре он провернул дело, которое вскоре превратилось в один из самых громких уголовных скандалов Тувы того времени.

Как установит следствие, Хемер-оол попросту обокрал фермеров, которых должен был поднимать, на 50 млн. рублей. Деньги Ассоциации пошли на покупку автозаправочной станции, принадлежавшей Тандинскому райпо, якобы для начинающего аратско-фермерского хозяйства «Сервис». На самом деле хозяйство было оформлено на подставное лицо самим Хемер-оолом, который и стал фактическим владельцем АЗС.

Через четыре года, когда слухи о сделке  дошли до компетентных органов, Хемер-оол поспешил избавиться от  автозаправки, но поздно.  МВД, наконец, возбудило против него уголовное дело. В 2003 году Кызылский суд  вынес ему приговор - 5 лет условно «за хищение в крупном размере и финансовые операции с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем».

Любопытно, что в этой «второй» жизни Хемер-оола неотвратимо, как муху к свежему навозу, притягивали финансы  откровенно сомнительного происхождения. В 2010 году, например, он вдруг всплывает в светской жизни Тувы как президент Общественного фонда «Возрождение» - организации, декларирующей своей главой задачей реабилитацию… осужденных лиц.

Несмотря на благородный фасад,  у подобных организаций в России давно и прочно сложилась  совершенно двусмысленная репутация. Весь отечественный опыт такого рода благотворительности свидетельствует, что за вывеской помощи бывшим «сидельцам» в большинстве случаев скрывается обычный воровской «общак».

Если кто не знает, «общак» - это воровская касса, формируемая из взносов воров, контролируемого ими теневого бизнеса. Раньше  воровские деньги держали наличными в тайниках, но современные «общаки» давно вышли из подполья и легализуются в виде различных фондов и даже финансовых структур. Через них криминальный капитал вводится в банковский оборот и приносит высокие прибыли.

Эти деньги идут не только на материальную поддержку воров.  Значительная часть «общака» инвестируется в организацию преступной индустрии, техническое оснащение, создание системы защиты от государства и правоохранительных органов с помощью подкупа, продвижения людей воровского сообщества во власть.

Словом, воровская касса - не такая безобидная штука, как может показаться на первый взгляд. Достаточно вспомнить, что до Хемер-оола подобный «благотворительный» фонд в Туве был создан и управлялся одним известным в Туве криминальным авторитетом, , застреленным в середине 1990 гг. прямо в центре  Кызыла.

Герой ушел далеко не бедным, оставив семье, кроме ресторана, хорошие куски кызылской недвижимости. Но вкладывался он не только в бизнес. Известны факты, когда в начале 90-х на средства тувинского «общака» поддерживались пенсионеры, студенты и другая беднота. Так, через образ «крестного отца», за счет «общака» Туве прививалась идеология криминального мира, обеспечивался его авторитет и голоса на выборах в органы власти, в которых участвовала «братва». 

Не преемником ли героевской кассы был и фонд «Возрождение», в котором казначействовал Хемер-оол?  И где гарантия, что управляемый им из-за угла Профсоюз коренных народов Тувы – не  его припудренный филиал?  Слишком уж все как-то так  удачно складывается…

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал