Вы здесь

Частная точка зрения: «Нет народа богаче, чем тувинцы» – заслуженный работник Тувы Долгар Сагаан-оол

  • Вверх
    2
  • down
    2
1271 просмотр

Ветеран труда, Заслуженный работник Республики Тува Сагаан-оол Долгар отверг утверждения, что Тува является регионом с самыми высокими показателями уровня бедности:

"Думаю, что нет народа богаче, чем тувинцы. По поголовью скота мы находимся на самых первых рядах. Во дворе у многих животноводов есть грузовые машины для тяжелых работ, легковые для поездок по делам, тракторы и другая техника, а у их повзрослевших детей часто есть квартиры в городе.

Посмотрите, что на улице стало так много машин, что в городе стало трудно просто перейти дорогу. Прошлой весной дети подарили нам с женой путевку для отдыха на Кавказе. Вот там мы и увидели, что жизнь в этих республиках трудная. Мы с удивлением видели, как мужчина пас трех коз, привязав их к аркану. Где вы видели подобное в Туве? На Кавказе иномарок единицы, а «Лексус» мы видели только один! Видел там однажды автомобиль «Москвич», которых у нас, наверное, давно уже нет.

Помните, как во время приезда Владимира Путина к нам в Туву, он разговорился с одним чабаном из Шанчы? «Я безработный, простой чабан», – сказал тогда собеседник президента, который спросил у него: «сколько у тебя скота?». И когда чабан сказал, что у него «больше тысячи мелкого рогатого скота», глава государства, наверняка, заметил, что он  богатый человек.

Большим препятствием для нас является алкоголь, потому что мы не умеем пить. Частенько встречаются люди, попавшие под влияние «зеленого змия», а потому запустившие свое хозяйство. Считаю, что это результат банальной лени, когда люди не хотят стараться и напрягаться. По моим наблюдениям, те, кто копается в контейнерах, являются выходцами из сел. Ведь в родных селах их знают и всегда могут пристыдить. Вот они и убегают в город, занимаясь тунеядством и бродяжничеством.

Ничего не делая, легче всего кричать на всех углах, что чего-то нет или не дали. Тувинцы от природы народ скромный, застенчивый, не склонный хвалить себя. И при этом у нас много талантливых людей, про которых обычно говорят, что они - самородки".

Выступление вице-премьера РФ Татьяны Голиковой на инвестфоруме в Сочи вызвало  обсуждения среди общественности Тувы. Голикова заявила, что Тува — регион с самым высоким уровнем бедности населения.

Согласно представленным материалам, в 2017 году уровень бедности в Тыве составил 41,5%. В 2018 году уровень бедности повысился, при этом к 2024 году регион должен снизить уровень бедности до 10%.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол признал, что от  других регионов России Тува, действительно, отстает  по уровню доходов заметно.

«Мы всегда говорили, что по показателям уровня бедности республика находится в «зоне риска». Действительно, мои земляки живут в сложных условиях и мужественно преодолевают любые трудности благодаря собственному труду, выносливости, терпению. Поэтому все наши силы и брошены на решение инфраструктурных проектов», - отметил Кара-оол.

Главная причина отставания  – в отсутствии, прежде всего, транспортной инфраструктуры. Республика остается одним из 6 регионов РФ, не имеющих железнодорожного сообщения. Экономически с остальной Россией её связывает  сегодня только  автомобильная дорога Р-257 «Енисей».  Если учесть, что более 65 % всех жизненно необходимых товаров в Туву завозится дорогим  автотранспортом извне, то даже  чабан с хозяйством на 1,5-2 млн. рублей попадает в число малообеспеченных. 

Причем, дело даже не в высоких ценах на ввозимые товары. Куда серьезнее тот факт, что транспортная изоляция региона практически выключила это чабана, а с ним и всю Туву из полноценного рыночного обмена со страной. По сути, вся экономика республики сегодня живет за счет внутреннего оборота, который ограничен размером  регионального бюджета. Проще говоря, вся республика живет за счёт кошелька работников бюджетной сферы.

Только в последние годы благодаря настойчивости властей Тувы начали намечаться  варианты прорывов в транспортной замкнутости республики. Не дождавшись начала строительства железной дороги, которое откладывается с 2009 года,  правительство Тувы сосредоточилось на других направлениях. В частности, Глава  республики Шолбан Кара-оол активно лоббирует  развитие воздушных линий. В результате сегодня в Туве действует 4 межрегиональных маршрута – Красноярск, Иркутск, Новосибирск и Москва.

В 2018 году завершилась реконструкция аэродрома в Кызыле, который получил возможность принимать суда всех типов. Это позволило республике поднять вопрос об открытии международных перевозок. Отдельным проектом является также модернизация пункта перехода на российско-монгольской границе – КПП «Хандагайты». Этот пункт венчает федеральную автотрассу Р257, и, настаивая на расширении его статуса до многостороннего, Шолбан Кара-оол  намерен открыть  Туве и югу Сибири  на  рынки Монголии и Китая.

использованы материалы мk-tuva.ru, правительства РТ

Подписывайтесь на наш Telegram-канал