Вы здесь

Глава Тувы Шолбан Кара-оол превратился в профессионального лоббиста

  • Вверх
    26
  • down
    19
2898 просмотров

Генеральным подрядчиком строительства железной дороги в Туву, создания которой республика добивалась более полувека, официально названы Российские железные дороги. Соглашение об этом монополия подписала в понедельник с концессионером строительства «ТЭПК "Кызыл—Курагино"». Главный лоббист строительства железнодорожной ветки – глава Тувы Шолбан Кара-оол на подписании документов присутствовать не смог, хотя его приглашали. Он объяснил, что не успел, так как был на Красноярском форуме. Хотя именно благодаря предпринятым  в марте смелым и нестандартным действиям Шолбана Кара-оола, для которого строительство железнодорожный ветки стал «главным делом жизни», проект удалось сдвинуть с мертвой точки.

Документы на подпись

«Лед тронулся! – написал в социальных сетях, используя крылатую фразу героя романов Ильфа и Петрова, глава Тувы Шолбан Кара-оол. – Наш железнодорожный проект Кызыл – Курагино обрел генерального подрядчика. Хорошее начало – это, как говорят в народе, почти половина дела».

Подписание договора между концессионером строительства железнодорожной линии «ТЭПК "Кызыл—Курагино"» и ОАО РЖД, по которому монополия становится генподрядчиком строительства, прошло в присутствии министра транспорта Евгения Дитриха и министра экономического развития Максима Орешкина. Последний буквально на прошлой неделе после совещания у премьер-министра России Дмитрия Медведева был назначен куратором реализации всех решений по Туве. Именно ему было поручено в кратчайшие сроки добиться подписания всех документов, от которых зависело начало строительства магистрали Курагино – Кызыл.

Вопрос о том, кому строить железнодорожную дорогу в Туву, был поднят главой республики не случайно. Разговор о строительстве ветку через Саяны велся с середины 50-х годов прошлого века, но только в последние 12 лет стал приобретать реальные очертания. За это время сменилось немало субъектов, желающих его реализовать, общими усилиями которых было построено около километра дороги. Показательно, что на днях на Красноярском экономическом форуме не случайно появлялась информация о том, что министр обороны Сергей Шойгу может привлечь для прокладки дороги военных железнодорожников. Хотя было известно, что 5% капитала концессионера, рассчитывая стать генеральным подрядчиком проекта, приобрела ОАО РЖД.

Институт профессионального лоббизма

Красноярск, где ежегодно проводится федеральный экономический форум, повестка которого традиционно строится вокруг развития крупной региональной промышленности, стал ключевым городом, сыгравшим главную роль в реализации проекта. В марте этот город глава Тувы посетил дважды, а отправной точкой теперь можно считать день закрытия Зимней Универсиады в Красноярске, где на VIP-трибуне финального матча хоккейного турнира вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым оказался Шолбан Кара-оол.

К этому моменту глава Тувы был объектом весьма разнузданной критики в соцсетях, проходившей на гране травли. Существенных поводов для конструктивной критики было немного, но криков раздалось немало. Кроме информации о показателях благосостояния жителей республики, которую в начале года обнародовала на форуме в Сочи вице-премьер Татьяна Голикова, предъявить главе республике было в целом нечего.

«Унизительно, когда говорят о том, что мы самый бедный регион», – признавался Шолбан Кар-оол в интервью РИА «Новости», которое дал на КЭФ-2019. Обида главы Тувы понятна: республика располагает крупнейшим в стране стадом мелкого рогатого скота. Но в статистических отчетах это достижение не отражалось, поскольку находилось в личных подсобных хозяйствах. Кроме того, все предыдущие годы Шолбан Кара-оол приложил массу усилий для того, чтобы поддерживать республику на плаву. Им была инициирована целый ряд губернаторских проектов, которые давали возможность местному населению заниматься сельским хозяйством и сельхозпроизводством.

При этом одновременно руководством республики велась целенаправленная работа по проработке глобальных проектов, которые должны сгладить проблемы, связанные с транспортной недоступностью и отдаленностью республики. Среди них главный – создание трансграничного транспортного коридора в Монголию и КНР. Удалось реконструировать аэропорт Кызыла, который теперь готов принимать среднемагистральные самолеты, работающие на международных авиалиниях. Руководителю республики приходится  проходить несколько кругов согласований только для того, чтобы продвинуть вопрос, связанный с приданием «многостороннего» статуса пограничному переходу в Хандагайты, прежде чем в конце тоннеля забрезжил свет.

За все предыдущие годы Шолбан Кара-оол превратился в профессионального лоббиста, которому в пользу любые старые знакомства, а плоды могут дать любые тропинки, протоптанные в федеральные кабинеты.

«Как всегда был приветлив ко мне председатель правительства России Дмитрий Анатольевич», – напишет после завершения финального хоккейного матча Универсиады Шолбан Кара-оол, когда ему удалось добиться от правительства России почти невозможного.

Куратор в действии

Логика главы Тувы была проста и ясна: если федеральный центр признал нас отстающим по благосостоянию регионом, то именно он и должен подсказать, какие нужно принять меры для развития экономики. У главы кабинета министров России даже не возникло отторжения идеи провести специальное совещание правительства с обсуждением дополнительных мер по социально-экономическому развитию Республики Тыва. Но именно на этом мероприятии, прошедшем 27 марта, были приняты решения, которые должны изменить жизнь республики. Даже трудно представить, появился бы генеральный подрядчик у проекта железной дороги в Туву, если бы к Дмитрию Медведеву во время матча Россия – Словакия не подошел бы глава Тувы Шолбан Кара-оол.

При этом надо отдать должное, что в ходе совещания вопрос о выделении республике дополнительных финансов даже не стоял. Лишь в начале глава Тувы заметил, что считает несправедливым, когда жители региона, являющимся лидером по показателю рождаемости не вошел в перечень на получение субсидий на третьего ребенка. Весь дальнейший разговор шел о создании условий, которые способствовали бы экономическому развитию республики, а самым действенным способом повлиять на этот процесс был признан проект возобновления строительства железной дороги.

Назначенный куратором Тувы министр экономического развития РФ Максим Орешкин добился не только подписания соглашения, по которому генеральный подрядчик проекта – ОАО РЖД берет на себя обязательства по актуализации проектной документации, а также планирует построить и ввести в эксплуатацию 410-километровцую железнодорожную линию. В тот же день правительством России был одобрен список проектов, которые реализуются в составе комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Туда также вошел проект железной дороги в Туву, который потребует прокладки восьми тоннелей общей длиной 11 км и возведения 127 мостов протяженностью около 16 км.

Показательно, что глава Тувы Шолбан Кара-оол не демонстрирует эйфорию от принятых решений, настраивая своих земляков на то, что воплощение проекта потребует еще немало времени. «Поверьте, для нашей республики это станет новой эпохой, новым витком развития, – отметил в своем блоге Шолбан Кара-оол. – Но Тува добивается этой дороги более 60 лет – с 1956 года. Так что 3-4 года для нас не срок».

использованы фото и видеоматериалы с личных аккаунтов губернатора Республики Тыва

Подписывайтесь на наш Telegram-канал