Вы здесь

Благодаря системности и настойчивости главы Тувы добиваемся стратегических успехов – Александр Брокерт

  • Вверх
    48
  • down
    31
1271 просмотр

Центральной темой прошедшего на прошлой неделе в Кызыле заседания Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) стали вопросы создания трансграничных транспортных коридоров. Проблема оказалась самым стратегически насыщенным кейсом, который смог предложить своим коллегам глава Тувы, председатель ассоциации Шолбан Кара-оол. Руководитель республики давно продвигал идею выстраивания транспортных связей на Монголию и КНР, а в пятницу, 28 июня, смог добиться стратегического успеха. Шолбану Кара-оолу удалось усадить за один стол красноярского губернатора Александра Усса и главу Хакасии Валентина Коновалова, которые подписали протокол о намерении с руководителем Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, главами двух аймаков Монголии, через которые новый коридор должен пройти.

«Последовательность в действиях – залог успеха! – отметил в социальных сетях первый заместитель главы Тувы Александр Брокерт сразу после церемонии подписания документа, который хоть и носил статус протокола о намерениях, но о намерениях стратегического характера.

«На прошлом заседании МАСС была озвучена позиция республики о создании новых трансграничных транспортных коридорах, которые должны были позволить резко повысить экспортный потенциал не только Тувы, но и всей центральной Сибири, – напомнил первый зампред. – Сегодня мы сформировали пул партнеров, которые будут реализовывать этот проект».

Идея формирования трансграничного коридора, который соединял бы Красноярский край, Хакасию и Туву, а также Монголию и Синьцзян-Уйгурского автономный район, появилась несколько лет назад. Но еще два года назад мысль о том, что вдоль меридиана можно выстроить сквозное движение казалась фантастичной.

Потребовалась кропотливая целенаправленная работы главы Тувы. Где только не побывал за последние два года Шолбан Кара-оол с идеей трансграничного коридора. В 2017 году на полях Восточного экономического форума он встречался с президентом Монголии Халтмаангийном Баттулга, где впервые понял эту проблему на уровень межгосударственных отношений.

Глава Тувы сумел вовлечь все аймаки соседнего государства, через которые должны пройти автодорога (и потенциально – железная), которая должна была связать пограничный пункт Хандагайты с Урумчи. Необходимые встречи были проведены в МИДе Китая, которому также надо было объяснить необходимость новой транспортной артерии. Не считая многочисленных разговоров, которые глава Тувы вел с российскими официальными лицами, от решений которых зависело предоставления пограничному переходу статуса многостороннего.

Сегодня, когда под протоколом о намерении стоят подписи шести губернаторов из трех стран, проект выглядит вполне осязаемо. Так, на круглом столе в Кызыле, организованном Шолбаном Кара-оолом на полях заседания Совета МАСС, председатель правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Чжао Чонцзю, подтвердил, что с китайской стороны как железная, так и автомобильная дороги до границы с Монголией уже построены.

Во время круглого стола выяснилось, что существуют вполне конкретные экономические предпосылки транспортной смычки. Торговля СУАР с Россией в прошлом году выросла в 1,5 раза, а её доля в общем товарообороте района приблизилась к 10%. Через автономный район Китая проходит 111 международных маршрутов автомобильных перевозок, не считая налаженного регулярного железнодорожного сообщения. Аэропорт Урумчи уже давно признан крупнейшим международным авиахабом Западного Китая. «Если Россия определится со сроками строительства ветки Курагино – Кызыл, то мы сразу же продолжим строительство», – заверил Чжао Чонцзю.

Как оказалось, Монголия тоже не сидит, сложа руки. Город Ховд, который должен стать центральным монгольским городом нового транспортного коридора, сам находится в эпицентре дорожного строительства. Как сообщил губернатор Ховдского аймака Батсуурь Дугэржав, здесь завершается строительство автодороги, которая обеспечить прямой выход на город Урумчи, а одновременно ведется строительство дороги, которая должна связать Баян-Ульгийский аймак на самом западе страны со столицей Улан-Батором на востоке.

Сегодня мало кто сомневается, что на последнем заседании МАСС была высечена новая искра, изменившая ассоциацию, которая вышла на новый уровень взаимодействия. Неожиданно в дискуссию о межрегиональных маршрутах Сибири и транспортных коридорах включился губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Инициативу подхватил глава Новосибирской области Андрей Травников, заявивший, что его регион будет участвовать в финансировании проектом трансграничных коридоров. Два региона, расположенные за тысячи километров от границы, оказались территориями, заинтересованными в приграничном сотрудничестве.

Губернатор Александр Усс назвал Туву плацдармом, с которого Сибирь может совершить прорыв на рынки Монголии и Китая. Руководитель Красноярского края не случайно заявил, что новый транспортный коридор увеличит его в разы потенциал проекта «Енисейская Сибирь», который был поддержан президентом России Владимиром Путиным. По словам Усса, строительство тувинской железной дороги, которая должна стать часть нового трансграничного коридора, должно сильно повлиять на торговый оборот со странами АТР.

Сегодня о трудностях, с которыми правительство Тувы сталкивалось на начальных этапах реализации проекта, руководство республики предпочитает не говорить. «Скажу откровенно, это было не просто: как всегда в сложных проектах неожиданно проявились невидимые подводные камни, – заметил Александр Брокерт. – Но мы справились. И в первую очередь благодаря системности и настойчивости главы республики.

Евгений Казаринов

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал