Вы здесь

Сомнительный пиар буддисту не к лицу: Камбы-Лама Тувы ударился в выборы?

  • Вверх
    52
  • down
    52
5691 просмотр

29 ноября 2019 года состоятся выборы Камбы-Ламы Республики Тыва. На сегодняшний день этот статус принадлежит Лопсану Чамзы (Шыырап Байыру Сереновичу). Его избрали Камбы-Ламой в 2014 году после  предшествующего лидера Тензин Цультима башкы.

За несколько дней до законной процедуры выборов Камбы-Ламы  Шыырап Байыр Серенович неожиданно сделал заявление частному телеканалу о том, что у него якобы имеется    конфликт 3-летней давности с главой региона Шолбаном Кара-оолом из-за трех подростков, пожелавших учиться в одном из буддийских монастырей Индии.  Почему-то именно сейчас он  обратился в редакцию, чтобы рассказать подробности этой истории и обвинить власть во вмешательстве в дела религии.

По его версии, Кара-оол был недоволен, что Камбы-Лама не разрешает тувинским подросткам учиться в монастыре, который они избрали по собственному желанию. Байыр Шыырап настаивал на их учебе в другом традиционном для тувинцев монастыре. Разрешительной  печати он ребятам не ставил, а также отказал в просьбе главе Тувы, сказав, что это расходится с его личной позицией, которую  нарушить он  никак не может. «Он – глава, он – закон, он – конституция. Любые вопросы можно решить», - вспоминает встречу с руководителем республики Камбы-Лама.

Однако выяснилось, что  родители подростков  обращались к главе Тувы Шолбану Кара-оолу за поддержкой и просьбой защитить их конституционное право свободного выбора.

В их официально зарегистрированном обращении от 2016 года говорится: «Уважаемый Шолбан Валерьевич, разрешите нам обратиться с просьбой. Дело в том, что наши сыновья … по собственному желанию 22 августа 2016 года отправились учиться в монастырь Гаден Шарце Норлинг… Наши сыновья хорошо устроены, живут и учатся в монастыре. Однако Камбы-Лама республики Тыва Шыырап Байыр Серенович отправил письмо в Индию, в котором пишет, что мальчики должны учиться только в Гоманг монастыре».

Далее родители приводят статьи Конституции России и федеральный закон о защите прав и законных интересов детей, согласно которым  за пределами страны ответственность возлагается на родителей  или законных представителей.

«Мы, родители, не обязаны просить разрешения на отправление сыновей в то или другое место, в тот или иной монастырь», - поясняли они  в обращении Шолбану Кара-оолу.

Также они напомнили  статьи Декларации прав человека, утвержденной Генассамблеей ООН.

«Мы, родители, по собственному желанию, по способностям и возможностям наших сыновей, по их желанию и дару судьбы осознанно приняли вместе с детьми решение учиться именно в монастыре Гаден Шарце Норлинг. Камбы Лама Республики Тыва запрещает нам выбирать место учебы, тем самым ущемляет наши права, указанные в Конституции РФ. Выражает неуважение к Конституции РФ. Таким образом, уважаемый Шолбан Валерьевич, просим Вас с большой надеждой поддержать нас и наших сыновей, пожелавших постичь основы буддизма во имя народа и родной Тувы».

Фото обращения родителей (Кыргыс, Ооржак, Демчик, Дувендей, ред. авторы обращения) обнародовал Анатолий Дамба-Хуурак в личном блоге. Также он прокомментировал поступок действующего Камбы-Ламы, который, по его мнению,  демонстрирует незнание «элементарных норм Основных законов страны  и родной Тувы».

«Сейчас, со слов верующих, идут предвыборные передряги на должность Камбы-Ламы республики. С таким багажом знаний государства претендовать ещё раз на столь высокую духовную должность?!... Мне, откровенно говоря, стыдно за него. В качестве подтверждения об обращении родителей тех детей решил опубликовать их Обращение на имя Главы Тувы Шолбана Валерьевича», - пояснил Анатолий Дамба-Хуурак.

В результате небольшого опроса  буддистов Тувы, проведенного редакцией в телефонном режиме, выяснилось, что Управление Камбы-Ламы в последние годы вело достаточно самостоятельную деятельность, конфликтов и принципиальных расхождений с властями замечено не было. Действующий Камбы-Лама  занимался своими делами, глава Тувы  в его работу не вмешивался. Однако, к новым выборам главы буддистов республики Байыр Шыырап  подошел с небольшим багажом заслуг перед обществом, поэтому у него появились серьезные конкуренты, за  которыми может оказаться народная поддержка. Противопоставление главе республики – сомнительный пиар, считают активисты ряда буддийских центров Тувы. Есть и такие, кто считает, что Байыра Шыырапа попросту использовали в мелких политических целях. 

Между тем, руководитель Агентства по делам национальностей Республики Тыва Галина Кочергина опровергла факт «рейдерского захвата» властями буддийского храма, о котором заявила журналистка частного канала.

«Здание буддийского храма находится в государственной собственности Республики Тыва с 2013 года, а, значит, принадлежит народу Тувы. При этом оно на основе договора передано в безвозмездное пользование централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы Ламы Республики Тыва». В этой связи не соответствует действительности тот факт, что Правительство Республики Тыва хочет оформить в собственность здание храма. Предоставление здания в безвозмездное пользование Управлению Камбы Ламы Республики Тыва, которое является общественной организацией, учрежденной физическими лицами, показывает готовность региональной власти поддерживать духовные, религиозные потребности жителей республики», утверждает Галина Кочергина.
 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал