Вы здесь
В Туве готовятся к 120-летию Виктора Кок-оола
02.03.2025, 16:10 1288 просмотровВ Национальном музыкально-драматического театре Республики Тыва им. Виктора Кок-оола грядут славные даты, к которым уже начались подготовительные работы. Это 90-летие со дня создания театра и 120-летие Заслуженного артиста РСФСР и Народного артиста Тувинской АССР, кавалера ордена "Знак Почета" Виктора Кок-оола, чье имя достойно носит тувинский театр. Юбилейный сезон театр откроет в сентябре 2025 года, а 120-летие Виктора Шогжаповича Кок-оола — 1 марта 2026 года. В первый день весны и в новый год по лунному календарю ему исполнилось бы 119 лет. В этот светлый день давайте вспомним видного деятеля литературы и искусства, по творческой биографии которого можно отследить путь развития искусства Тувы в целом.
Дорогие зрители, предлагаем вам прочесть фрагменты из воспоминаний его соратника Максима Монгужуковича Мунзука из сборника «Байлак чуртум», 1988 года издания в переводе С. Монгуша.
В.Ш.КОК-ООЛ (1906-1980) - наше культурное достояние
«Кок-оол – это один из великих артистов, наше культурное достояние. Его вклад в развитие искусства Тувы неоценимо. Его творческий след, оставленный в истории неизгладим. Он оставил в своих художественных произведениях исторический быт древней Тувы, описанный очень живописно особым неповторимым языком.
Деятельность В.Ш.Кок-оола была очень разносторонняя: он сочинял пьесы, писал мелодии, играл в спектаклях и снимался в кино. Много лет мы собирали его мелодии и тексты песен. Мелодии, сочиненные им на стихи разных авторов, очень близки по духу устному народному фольклору тувинцев и очень мелодичны при напевании, они звучат очень гармонично, в них отсутствуют резкие, режущие слух звуки. Песни Виктора Кок-оола стали любимыми песнями тувинского народа, его мелодии звучат по всей Туве. Песня – народное богатство, и оно должно сохраниться в веках.
Виктор Шогжапович очень разносторонне одаренный человек: прекрасно пел, красиво танцевал, сочинял интересные пьесы и был первым самодеятельным композитором. Даже его внешность обладала свойственным ему магнетизмом, удалью, открытостью, веселостью и скромностью. Виктор Шогжапович, рожденный в маленькой юрте, закончил Коммунистический университет трудящихся Востока г.Москвы. После он учился в государственном театральном институте имени А.В. Луначарского.
Не считая его участия в первых самодеятельных постановках, будучи бойцом Тувинской народно-революционной армии, можно считать, что осознанный и плодотворный свой путь в искусстве он начал в 1932 году по приезду из Москвы. Позже стал директором, режиссером и известным артистом Тувинского государственного музыкально-драматического театра.
Виктор Шогжапович сочинил пьесы «Чалым-Хая», «Не забудем про джут», «Китаец-лавочник», «Хам-оол», «Любовь», «Кажыккай», «Светлый день», «Хайыраан бот», «Ах, красавица», «Алдын-Чечек», «Самбажык», а совместно с Сергеем Пюрбю написал «Дружбу». В театре сыграл роли более 40 персонажей.
Впервые я увидел В.Кок-оола еще в армии, вместе служили, участвовали в культурно-массовых мероприятиях. Потом он уехал учиться в Москву, осенью 1928 года и по его воспоминаниям, когда группа молодых тувинских юношей и девушек уезжала на учебу в СССР, в Туве не было ни автобусов, ни машин, ни самолетов. Спускаясь на плоту вниз по Улуг-Хему, Виктор-Кок-оол пел:
Улуг-Хемниң чыварынга На ветру большого Енисея
Угум сергеп алыр дээн мен. Освежусь и обновлюсь.
Улуг черге Москвага В великом городе Москве
Угаан кирип алыр дээн мен. Обучусь, ума наберусь.
Виктор Шогжапович своей творческой жизнью доказал слова этой песни. Путь служения тувинскому искусству Виктору Шогжаповичу заложила большая Москва. В течение 4-х лет в КУТВ-е он старательно освоил теорию марксизма-ленинизма, повышал свои политические знания, а в свободное время посещал столичные театры, увлекался различными видами культурной жизни, впитывая в себя все новое и интересное.
Позднее встретились лишь в 1932 году, летом. В то время при правительстве Тувинской Народной Республики работал клуб советских граждан под управлением полномочного представительства СССР. Там работники посольства и учителя русской школы (ныне школа №1 Кызыла) показывали спектакли и концерты, а мы, ввиду того, что в тувинском языке не было слова «клуб» и не видели ранее таких представлений, называли этот клуб «Русским игровым домом». Помню, как я с большим изумлением смотрел на А.А. Пальмбаха, которого пригласили в Туву из Москвы и принявшего участие в создании новой тувинской письменности, и на Кок-оола. Они вместе открыли занавес и весело с задором исполнили песню:
Андазындан садып алгаш, Купим вместе мы плуга,
Алышкы дег ажылдаалы. Заработаем, как братья.
Трактордан садып алгаш, Купим вместе трактора,
Дуңмашкы дег ажылдаалы. Заработаем, как братья.
Как замечателен был Кок-оол, когда он вышел на сцену! Высокий, статный, с развевающимися черными волосами; вел себя очень открыто, весело и заражал всех зрителей своим чудо действом.
– Кавказский танец! Кавказский танец! – кто-то крикнул, и наступила тишина. Кок-оол выбежал на сцену в настоящей кавказской одежде, в зубах держал – одну, а в руках – две сабли. И начал танцевать, словно ласточка, взлетая вихрем и кружась! Мне тогда казалось, что его ноги вовсе не касаются пола. «Ас-са! Ас-са! Ас-са!» – кричал он, танцуя. Тем летом Виктор Шогжапович вернулся в Туву из Москвы.
После учебы, приехав в Туву, кроме того, что изумлял всех своей игрой на сцене, он был отличным игроком в волейбол, прекрасно катался на коньках и очень умело спускался на лыжах с горы. Он удивлял всех своей прекрасной физической формой.
В 1932 году Тувинский центр кооперации закупил у СССР различный спортивный инвентарь, в магазинах Кызыла появились лыжи и коньки, а народ начал массово покупать их. Некоторые очень быстро научились кататься, некоторые не могли даже устоять на ровном месте. Кто-то, спускаясь с горы, не мог остановиться, словно необъезженный конь, и, упав, кубарем катился вниз по склону. Было очень трудно управлять лыжами на спуске.
Виктор Шогжапович тогда заметил недостатки в спортивной подготовке кызылчан. Он написал одноактовую пьесу «Чалым-Хая», где он критиковал лентяев, уклоняющихся от спорта и не питавших интерес к активному отдыху людей. Название «Чалым-Хая» имеет свою определенную смысловую нагрузку. Кок-оол, как автор, имел в виду, что любое новое дело трудно начинать, это как впервые поднимаешься вверх по скалистой горе. Когда новая тувинская письменность только-только отмечала свое двухлетие, написанное Виктором Кок-оолом пьеса «Чалым-Хая» стала одной из первых пьес на тувинском языке. Это был первый росток, который посадил Виктор Шогжапович.
Пьесы Виктора Кок-оола в то время в Кызыле исполняли все – даже начальники и министры играли в самодеятельных драматических кружках наравне со служащими, работниками и учениками. Автор тоже исполнял в них роли и выступал в качестве режиссера-постановщика. Мы тогда на клубных сценах постоянно играли спектакли по его пьесам. Их также ставили в кожуунных центрах и сумонах, в «красных уголках».
В 1935 году Виктор Кок-оола сочинил пьесу «Хайыраан бот» и принес его текст нам, участникам самодеятельного драмкружка, и начал ставить ее в качестве режиссера. Под чутким руководством автора мы очень быстро и с большим интересом выпустили «Хайыраан бот» на публику и это был самый удачный спектакль той поры, как по внутреннему содержанию, так и по богатству языка. Тогда все артисты и зрители заметили, что Виктор Шогжапович обладает особенным талантом.
Песню главной героини «Хайыраан бот» Кара, которая наиболее полно и точно выражала ее образ, также написал сам Виктор Кок-оол. Помню, как во время репетиций, он, изображая Кару, настолько трогательно исполнил ее песню, что даже слезы катились по его щекам, а мы, участники кружка, грустили вместе с ним.
Своей игрой он заставлял нас не только грустить, но и смеяться, он помогал нам прочувствовать каждый миг этого спектакля, чтобы мы поняли смысл пьесы и прониклись образом ее героини. Теперь можно уверенно сказать, что именно своим точным языком, подходящей мелодией и убедительной игрой встал на ноги и укрепился этот бессмертный спектакль.
Минкультуры Тувы