Вы здесь

Тува стала драйвером изменения подходов к развитию слабых регионов

  • Вверх
    0
  • down
    0
807 просмотров

Инфраструктурные проекты Тувы и в первую очередь строительство железной дороги являются базовым условием социально-экономического развития республики.  Без них регион никогда не сможет преодолеть отставание от остальной России. Об этом и других проблемах республики рассказал Глава Тувы Шолбан Кара-оол.

По его мнению, сегодня республика как никогда ближе к реализации масштабных проектов строительства транспортных путей, которые обеспечат полноценную интеграцию Тувы в экономическое пространство страны.  В частности, реконструирован для приема судов всех типов аэропорт, с прошлого года получивший статус международного и приступивший к созданию соответствующего сервисного сектора.  До международных стандартов доводится полотно изменившей направление автомобильной магистрали Р257 «Енисей», которая должна стать для регионов Сибири еще одним трансграничным торговым коридором с Азией. С 2020 года началась завершающая стадия проектирования железной дороги «Курагино – Кызыл», после которой будет развернуто строительство.

Но самое главное – удалось в корне изменить отношение федеральных властей к вопросам развития Тувы, считает Шолбан Кара-оол. Сегодня в правительстве России все согласны с доводами, которые он приводил с самого начала своей деятельности на посту Главы республики: к Туве необходим особый подход, нестандартные решения и индивидуальная программа развития. Их цель – создать такие же условия для ведения бизнеса, какие есть в среднем российском регионе, и прежде всего, построить железную дорогу. Только так можно уйти от положения, когда «Тува сидит на золоте в рваных штанах», привел Шолбан Кара-оол слова премьер-министра России 2007-2008 годов Виктора Зубкова.

«Чтобы из Абакана привезти товар надо, как говорят предприниматели, 1200-1500 рублей на зарплату водителю грузовика, 50-80 тысяч на ГСМ. Это за 10-25 тонн груза. Между тем, аренда даже самого дорогого вагона вместимостью 68 тонн обходится от 1,5 до 2,5 тысячи рублей в сутки. А их в составе около 70. Вот вам и ответ, почему у нас, например, строительство очень дорогое. Мы железобетон и прочие стройматериалы покупаем у соседей, в Хакасии.  А вообще у нас до 70 % товаров привозные.  Вот почему очень важно, чтобы железная дорога была построена», - привел простые расчеты Глава республики.

Сегодня в федеральных ведомствах понимают, почему Тува сталкивалась с проблемами при строительстве жилья в рамках госпрограмм. Утверждаемые Минстроем РФ тарифы на квадратный метр новостройки не учитывали стоимость транспортных издержек и поэтому выделяемые из федерального бюджета субсидии не покрывали всех расходов. А собственных средств у республики мало несмотря на то, что за 10 последних лет их доля в региональном бюджете выросла с 13 до 25 %.  Уже в минувшем году расценки на метр тувинского жилья были повышены с 45 до 66 тысяч рублей. Эффект проявился сразу – впервые республика ввела более 120 тысяч квадратных метров жилплощади, или втрое больше обычной нормы.

Еще один яркий пример поиска неординарных решений по Туве – субсидирование расходов на проектирование и строительство инженерной инфраструктуры к многоквартирным домам. По существующим правилам эти затраты должны нести сами регионы. Однако Фонд содействия реформированию ЖКХ сделал исключение для Тувы и с 2019 года взял их на себя. Это позволило избежать ситуаций, когда построенное и отделанное жилье подолгу не заселялось из-за опозданий в прокладке тепловых, водопроводных и электрических сетей.

Исключением стало и внесение Тувы в перечень регионов, где с 2020 года семьям будет выплачиваться материнский капитал на третьего и последующих детей.  Поначалу эта мера была придумана Правительством России для регионов с критически низким уровнем рождаемости. Между тем Тува под этот критерий никак не подходила – у нее самый высокий в стране коэффициент рождаемости, более 3 на женщину. Тем не менее, Главе республики Ш. Кара-оолу удалось убедить Москву в том, чтобы распространить выплату на третьего и последующих детей и на Туву. Это стало серьезным подспорьем для многодетных семей, доля которых в Туве превышает треть, а также в борьбе с бедностью населения.

Результатом особых подходов к Туве стала и Индивидуальная программа социально-экономического развития Тувы до 2025 года, разработанная совместно с правительством России.  Работа над ней началась по инициативе Главы республики Шолбана Кара-оола, которому удалось убедить экс-премьера страны в необходимости специальных решений по наиболее актуальным вопросам экономики региона.  Похожие программы создаются сегодня и еще для 9 субъектов федерации, нуждающихся в таких же нестандартных подходах.

Шолбан Кара-оол рассказал также о ряде проектов, которые вошли в разработанную для Тувы программу. Среди них строительство завода железобетонных изделий, завода по производству кирпича, лесоперерабатывающего комплекса, тепличного комбината, фабрики шерстяных изделий, организация цехов по переработке дикоросов, восстановление санаторно-курортного комплекса на озере Чедер, строительство детского лечебно-оздоровительного комплекса фтизиатрического профиля в селе Балгазын и другие

По материалам СМИ

на фото Кара-оол Шолбан Глава Тывы с новым министром экономического развития России Максимом Решетниковым, март 2020 г. Москва.