Вы здесь

В Туве исполнители горлового пения представили символ Хоомея

  • Вверх
    118
  • down
    99
2689 просмотров

С 10 по 14 августа  2015 года в Туве пройдет I Международный фестиваль «Хоомей в Центре Азии», в рамках которого состоится Международный конкурс исполнителей горлового пения. Сегодня официально представлен символ  хоомея, утвержденный известными горловиками республики. Автором работы стал Народный художник республики Начын Шалык, который  рассказал, что  в основу символики  легло представление о мире по канонам тенгрианства, согласно которым существуют три мира: верхний, срединный и нижний. На сайте министерства культуры приводятся слова автора:  “В логотипе они воплощены в образах трех животных, запечатленных на предметах утвари и на петроглифах, сохранившихся с древнейших времен. Так, верхний мир (үстүү оран) представляет орёл. Древние тюрки считали, что птица напрямую связана с небесными божествами, служа их глашатаем. Пение орла похоже на стиль горлового пения "сыгыт”. По одной из версий наши предки в сыгыте имитируют пение орла. Именно поэтому орел в композиции занял центральную позицию. Срединный мир (ортаа оран) представлен фигурой скифского оленя, найденной при раскопках кургана "Аржаан-2”. Олень – животное, которое стремится к верхнему миру, к солнцу. Бег его стремителен и легок. Он всегда раскрашивался в желтый цвет (цвет солнца) и изготавливался из золота. В символике хоомея олень – это наше далекое прошлое, отсылающее ко временам скифов. Напротив оленя свернулась фигура медведя – представителя нижнего мира (алдыы оран). С древних времен считалось, что медведь, уходящий зимой под землю, связан с богами нижнего мира. Это тотемное животное тувинского рода Адыг-Тюлюшей, проживавших на территории современного Баян-Кола. "Только там, на скалах вблизи Баян-Кола, я обнаружил петроглифы, изображающие медведя, – поясняет художник. – Это редкие наскальные рисунки. В основном обитатели древней Тувы – тюрки, изображали волков, считая их своими родоначальниками. Я счел необходимым изобразить медведя, так как это тотемное животное именно тувинцев”.

В центре композии, по словам Начына Шалыка, стоит знак.  Здесь за основу  взят  "кас демдек” – "знак гуся”. Его происхождение связано с древней легендой о том, что именно два гуся спасли мир от наводнения. Внимательно рассмотрев знак, можно разглядеть крылья двух птиц, положивших начало возрождению мира. Поэтому здесь "кас демдек” – символ возрождения, удачи, плодородия, движения, Солнца, жизни. Этот знак с восьмого тысячелетия до нашей эры используется у большинства народов мира, изображаясь на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов!”.

С положением конкурса можно ознакомиться на официальном сайте министерства культуры Республики Тыва по ссылке http://tuvaculture.ru/2236-polozhenie-mezhdunarodnogo-konkursa-hoomey-v-centre-azii-na-priz-glavy-respubliki-tyva.html

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал