Вы здесь

Журнал «Тувиночка»: БАЙЛАК МОНГУШ. ЛЮБОВЬ ВСЕЙ МОЕЙ ЖИЗНИ

  • Вверх
    5
  • down
    2
1142 просмотра

Байлак Вадимовна Монгуш, музыкант, известная барабанщица, педагог Кызылского училища искусств, художественный руководитель ансамбля «Медээ Хаан», играет на ударных в группе «Хоомей Бит».

Родилась под знаком «Близнецы» в год «Кролика».

Ваш любимый цвет? С детства мне всегда нравился зеленый

Ваш кумир? Американский барабанщик Джоджо Майер

Любимый фильм? «Рэй» режиссера Тейлора Хэкфорда

Какую книгу вы прочитали недавно? Недавно я закончила читать первый том романа Иргита Бадыраа «Арзылан кудерек», это захватывающая история об известном борце, жившем в 19 веке.

Любимый исполнитель? Билли Айлиш, юная американская певица, которая стала невероятно известной за короткое время. Очень талантливая певица с интересной подачей и мощной энергетикой.

Продолжите фразу «Любовь всей моей жизни…» Любовь всей моей жизни, однозначно, музыка

Любимой изречение? Слова Его Святейшества Далай Ламы XIV - «Раз в год бывайте там, где вы никогда не были». Хочу побывать на Тодже и в Монгун-Тайге, это единственные районы Тувы, в которые мне не удалось пока съездить.

ПАЙ-ДЕВОЧКА

Пока готовилась к встрече с Байлак Монгуш, ловила себя на мысли, вернее, на картинке, которая возникала в голове. Маленькая девочка сидит на полу в кухне, вокруг неё перевернутые кастрюли, сковороды, тазики, по которым она стучит поварешкой, выбивая ритм или даже мелодию. «У Байлак наверняка талант барабанщицы проявился еще в раннем детстве!» - эта мысль стала первым вопросом, который я задала гостье. Байлак засмеялась. Оказывается, она вообще не интересовалась музыкой, пока мама не посадила её в 6-летнем возрасте за фортепиано.

- Я была очень спокойным и неприхотливым ребенком, который ничего особенного не требовал от родителей. Была старательной и послушной. В третьем классе родители отправили меня в Кызыл в Республиканскую школу искусств. Я поступила в музыкальное отделение по классу фортепиано, но в сентябре из-за переизбытка учеников многих, в том числе и меня, распределили в другие классы. Я попала в класс ксилофона. Это ударный инструмент, чем-то похожий на фортепиано, но по клавишам ударяют не пальцами, а палочками. Жила с бабушкой Зоей Сюрюновной, она меня и вырастила, можно сказать, что именно она сыграла большую роль в моем воспитании. Она умела сочетать строгость с лаской. Учила меня традициям, умению готовить, привила любовь к чтению. Она всегда мне говорила: «Прежде чем кого-то судить, посмотри на себя».

Байлак родом из Барун-Хемчика. Её семья жила в поселке Кызыл-Мажалык. Родители девочки – работники культуры. Оба выпускники Восточно-Сибирского института искусств. Отец Вадим Комаадырович играл на гитаре и на флейте, хорошо пел, работал начальником отдела культуры администрации Ак-Довурака. Мама Айдан Эрес-ооловна – начальник отдела культуры администрации поселка Кызыл-Мажалык.

- Бывало, что папа с мамой даже соперничали друг с другом в работе (смеется). С папой у меня более близкие отношения. Помню, как он каждое утро будил меня, обязательно целовал и потом уходил на работу. У него отличное чувство юмора, могли просто сидеть и «угорать». Мама была строгой, требовательной, но я знаю, что для нее самым главным были мы – её дети. И я очень благодарна своим родителям за то, что они настояли на моем музыкальном образовании, несмотря на требования бабушки отдать меня в юристы (смеется). Хотя, знаете, отъезд в Кызыл и последующая жизнь вдали от родителей, от сестры Хорагай и младшего брата Ай-Маадыра все-таки не прошли бесследно. Я мало бывала с ними, мало общалась, и сейчас мне жаль, что у меня не было той близости, которая бывает, когда родители всегда рядом. Мамы не стало пять лет назад, случилась трагедия, отец перенес инсульт, они очень любили друг друга… Я стараюсь почаще навещать папу, поддерживаю его…

Первым педагогом, который заметил талант девочки, стал Ондар Валерий Дыртый-оолович. Он, как говорит Байлак, основательно взялся за её обучение на ударных инструментах, начиная с 5-го класса. Благодаря его стараниям и настойчивости, ребята смогли поехать на первый для них большой конкурс в Улан-Уде, где заняли первое место. Позже Валерий Дыртый-оолович объединил учеников в ансамбль «Ойна», в него вошли ксилофон, колокольчики, барабан и маримба, на которой играла Байлак. Ансамбль стал лауреатом международного арт-фестиваля «Роза ветров» в Москве. Были еще конкурсы и фестивали, в которых ансамбль занимал призовые места. Поездки давали детям возможность видеть другие коллективы, обмениваться опытом, развиваться и стремиться к большему, учили самостоятельности и самое главное, укрепляли веру в себя, в свои способности и силы.

ЗНАКОМСТВО С БАРАБАНАМИ

После 9-го класса Байлак отправилась в Красноярск, где ее взяли без экзаменов в колледж при Красноярской академии музыки и театра. Девушка продолжила обучаться искусству игры на маримба. О барабанах она даже не думала. В колледже и в академии давалось классическое музыкальное образование, а барабанная установка, за которой мы привыкли видеть Байлак, не входила в программу. Игре на ней обучали на эстрадно-джазовом отделении, которого тогда в академии не было. Зато была барабанная установка, на которой играли старшекурсники в свободное от учебы время.

- Мне казалось странным, что барабанная установка не входила в программу, ведь умение на ней играть как раз и было востребованным в реальной жизни после академии. Если бы не старшекурсник Игорь Полухин, я бы, возможно, так и не села бы за барабаны. Это он познакомил меня с этим инструментом. Посадил за установку, показал, как правильно нужно ставить ноги, держать палочки, двигаться, играть, работая всем телом. Именно тогда я почувствовала сильный интерес. Можно сказать, что благодаря Игорю во мне пробудилась любовь к барабанам.

Байлак считает Игоря Полухина своим наставником и до сих пор поддерживает с ним дружеские отношения. Кстати, он помог Байлак устроиться на работу в ансамбль песни и танца «Краса». Игорь уже заканчивал академию и, увольняясь, порекомендовал способную студентку художественному руководителю коллектива. Репертуар ансамбля состоял из русских народных песен в современной обработке. Эта работа дала Байлак много практического опыта, который в академии не получишь. Да и педагоги поощряли студентов, работающих параллельно с учебой в музыкальных коллективах. Кроме того, Байлак часто представляла академию на различных конкурсах. Один из самых сложных и серьезных – конкурс в Тольятти. В нем соревновались музыканты, играющие на ударных и духовых инструментах.

- Мы играли одно и то же произведение перед комиссией, состоящей из профессиональных музыкантов. Я тогда испытала серьезный стресс и была недовольна своим выступлением. А когда стало известно, что среди ударных первое место присудили мне, то удивилась. Наверное, я была слишком самокритичной к себе. Сейчас уже не такая. Критика уменьшилась, уверенности стало больше. И после выступления могу сказать себе: «Молодец!» (улыбается). Все приходит со временем и опытом. Если раньше победа приносила мне чувство удивления, то сейчас – восторг и радость.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

Чем ближе становился день экзаменов, тем чаще Байлак задумывалась о будущем. Она мечтала продолжить обучение в Европе. Но осталась в Красноярске. Причиной стал даже не финансовый вопрос, хотя он имел значение, а любовь - парень Байлак еще учился в ВУЗе и девушке не хотелось оставлять его одного. Она продолжила работу в ансамбле «Краса», мыслей о возвращении в Туву даже не возникало. Девушка была уверена, что на родине она не сможет найти подходящую работу, а преподавать в РШИ сразу после академии ей не хотелось. Байлак мечтала создать группу, гастролировать по миру и прославлять Туву. Через год девушка поняла, что достигла профессионального потолка и больше не может работать в «Красе». Работа перестала приносить удовольствие. Душа музыканта требовала перемен и не каких-нибудь, а кардинальных.

- В это время мне позвонил мой преподаватель Валерий Дыртый-оолович. Спросил, как у меня дела и предложил вернуться в Кызыл. Честно, я не очень хотела уезжать из Красноярска, мне по-прежнему казалось, что в Туве для меня нет перспектив. Но Валерий Дыртый-оолович меня убедил. Во-первых, он сказал, что в тувинский национальный оркестр требуется барабанщик, а во-вторых, в республике стартовала жилищная программа для работников культуры. У меня своего жилья не было, и я подумала, что приобрести квартиру, часть стоимости которой будет оплачена государственной субсидией, хороший шанс.

Когда девушка приехала в Кызыл, Валерий Дыртый-оолович собрал всех ребят, закончивших вместе с Байлак академию, и организовал концерт-встречу в колледже искусств. А после него повел ребят на концерт национального оркестра в Центр тувинской культуры. Великолепная игра оркестра настолько впечатлила Байлак, что она почувствовала горячее желание стать частью коллектива. Ее взяли. Вначале было сложно. Восемь лет обучения классической музыке и столько же лет работы в русском народном ансамбле не то, чтобы мешали, но не давали музыканту быстро «перестроиться» на иную, непривычную музыку. Но природный талант, неподдельный интерес, сильное желание и дружный коллектив помогли Байлак. Она не просто настроилась на одну волну с оркестром, а смогла уловить и проникнуться чем-то большим, научиться слышать и чувствовать в музыке что-то высоко духовное и родное.

За два года работы в тувинском национальном оркестре Байлак сильно выросла в профессиональном плане. Она и сама, как музыкант, чувствовала, что вместо некоторой зажатости и неуверенности пришли свобода и легкость. Большой потенциал и талант музыканта заметил художественный руководитель Иркутского симфонического оркестра. Он услышал ее игру на маримбе во время совместного концерта в 2014 году. Байлак предложили работу и обещали предоставить жильё, но девушка отказалась. Она уже отвыкла от классического исполнения, кроме того, ей не хотелось оставлять отца, недавно перенесшего инсульт. Девушка трудилась на трех работах, успевала репетировать и выступать в тувинском оркестре, учила детей в Республиканской школе искусств и преподавала в Кызылском колледже искусств.

Позже, когда начались гастроли, ей пришлось оставить работу в РШИ, хотя с детьми, признается Байлак, работать было интереснее. Со студентами сложнее, особенно с теми, кто не имел базового музыкального образования, их приходилось учить с нуля. Сегодня отделение ударных пользуется популярностью, поэтому всех подряд, как несколько лет назад, уже не берут. Вспомнила Байлак о первых гастролях в Москве. Оркестр выступал на сцене концертного зала «Останкино», а потом их пригласили на частное мероприятие крупной корпорации. Музыканты исполняли произведения на большом теплоходе, который медленно плыл по ночной Москва-реке. После гастролей по Прибалтике девушка заметила, что зритель бывает разный: российский - горячий, энергичный, благодарный, а европейский – сдержанный. Но особенно запомнилась поездка в город Хух-Хото - это административный центр Внутренней Монголии, автономного района на севере Китая.

- Когда мы вышли на сцену, то не смогли увидеть лица зрителей. Вместо них мы видели телефоны и планшеты, которые стали между нами, как стена. Было очень странное ощущение. Абсолютно все зрители вели запись концерта. Я так поняла, в концертном зале собрались наши фанаты (смеется).

Кстати, получить жилье по жилищной программе для работников культуры Байлак так и не удалось. Дом построен не был. И девушке пришлось жить у двоюродной сестры, от комнаты в общежитии, которое предоставлял оркестр, она отказалась. Девять лет жизни в красноярском общежитии отбили всякое желание. Оставив попытки обрести собственное жилье, девушка полностью отдала себя работе, рассталась с парнем и поставила на первый план профессиональную карьеру. Работа в тувинском национальном оркестре принесла Байлак известность в музыкальном сообществе. И это было только начало.

В ПОИСКАХ СЕБЯ

Еще со студенчества Байлак грезила в мечтах о своей музыкальной группе, о гастролях по миру, о славе. Ничего удивительного. Об этом мечтает любой музыкант или исполнитель. Свою группу Байлак видела в формате «этно», но с современной легкой подачей. Первый проект «Хогжумчу», в который она пришла работать, оказался не совсем тем. Потом она познакомилась с гитаристом Прохором Смашниковым. Нашли солистов и создали группу «Улу». Хоомей, традиционные национальные инструменты, бас-гитара и барабаны. Получился mix с современным направлением - смешение дабстепа, драм-н-бэйса и джангла. Идеи и аранжировка Прохора. Музыка получилась та самая, но отношения в коллективе не сложились и через два года группа распалась.

В 2016 году в жизни Байлак наступил творческий кризис. Она даже хотела уехать. Девушка чувствовала желание профессионально расти, но не понимала, как это сделать. Перед отъездом Байлак по настоянию друзей, решила провести сольный концерт. Девушку терзали страх и сомнения: «А вдруг никто не придет?». Напрасно. Концерт «По БАРАБАНУ» получился замечательным. Его украшением стало выступление специально собранной для концерта группы барабанщиков. Впервые в Туве! Получилось круто. Мистически. Зритель был в восторге.

- Мы пригласили на концерт Шолбана Валерьевича Кара-оола. Помню, как-то слышала, что он после концерта японских барабанщиков был настолько впечатлен их игрой, что предлагал создать в Туве такой же коллектив. Но дело как-то не пошло. А в середине концерта Шолбан Валерьевич вышел на сцену с речью. Похвалил концерт и предложил мне заняться развитием проекта барабанщиков, а потом пообещал, что в скором времени мне будет выделена квартира. Я была в шоке!

Естественно, после концерта Байлак осталась в Кызыле. Несмотря на отсутствие опыта, она все же взялась за создание группы барабанщиков. И в этом непростом деле ей снова помог учитель Валерий Дыртый-оолович. Музыкантов, играющих на ударных инструментах, нашли. Через год после образования группы были созданы штатные единицы при тувинском национальном оркестре. Название группе помог придумать Начын Шалык, известный в республике художник и знаток истории. Коллектив «Медээ Хаан» уже выступил на разных площадках республики, в том числе и со своим концертом «Ритмы мира», в котором ребята собрали известные произведения народов мира. Прошло три года, а главная цель проекта – собственный репертуар - еще не достигнута. Проблема в том, что репертуар группы должен состоять из национальных тувинских произведений, которые должен кто-то придумать и написать. И это должны быть произведения именно для национальных ударных инструментов. Но Байлак не унывает. Она верит, что задача будет решена, возможно, не так быстро, как хотелось бы. Девушка верит, что через несколько лет «Медээ Хаан» будет гастролировать по миру, впечатлять, восхищать и радовать своих поклонников эксклюзивным этно-продуктом.

- Нам надо создать этно-продукт в формате performance с использованием исключительно национальных ударных инструментов. Их у нас достаточно. Например, кенгирге – это большой басовый барабан, дунгур – это барабан с более звонким звучанием, у нас есть перкуссионные инструменты. Можно использовать лошадиные копыта или инструмент наподобие маракасов, его делают из сушеной мошонки быка, внутри которого помещают косточки. Есть идея попробовать использовать хоомей не как исполнение, а как звук, как отдельный музыкальный инструмент в дополнение к общей композиции. Нам нужна лишь помощь людей, умеющих и желающих написать для нас музыку.

ПРОСТО БИТ

В 2017 году Байлак позвонили знакомые музыканты и предложили создать группу. Девушка отнеслась к затее скептически, но пришла. Ребята на скорую руку что-то сыграли, записали на видео и отправили на фестиваль «Мир Сибири». Не подошло. Спустя месяц музыканты снова собрались. Было решено принять участие в фестивале «Хоомей в центре Азии». К подготовке подошли серьезно. Шораан Очур - бас-гитара, Байлак Монгуш - барабаны, Айдын Седии - виолончель, позже к ним присоединились хоомейжи Ай-Хаан Ооржак и клавишник Буян-Маадыр Тюлюш. После нескольких недель репетиций записали две интересные композиции. День фестиваля приближался, а группа не имела названия. Первый вариант «Номад Бит» отпал, музыканты узнали, что на фестиваль из Казахстана приезжает группа «Номад». Ребята хотели оставить в названии «бит», но никак не могли подобрать к нему подходящее слово. Перебрали все названия рек и озер. В один прекрасный день Айдын Седии предложил: «А давайте назовемся просто «Хоомей Бит»? Название всем понравилось. «Хоомей Бит» выступил на фестивале с большим успехом. Гости мероприятия и члены жюри назвали группу «открытием фестиваля», музыканты стали победителями в номинации «Хоомей в современной интерпретации».

После фестиваля в группе произошли изменения - Буян-Маадыра заменил Адыйган Айыжи, который стал клавишником группы, продюсером и менеджером. А также к коллективу присоединился второй солист Кан-Хулер Саая, хоомейжи родом из Монгун-Тайги, обладатель редкого «горного» каргыраа. Сразу после фестиваля «Хоомей Бит» выступил в Кызыле с первым концертом, затем уехал на гастроли в Абакан и Красноярск. Второй концерт состоялся весной 2018 года, после него песня «Хову черге» стала хитом. А летом Адыйган организовал тур по европейской части России, который завершился неожиданным приглашением «Хоомей бит» на международный фестиваль кочевой культуры в Казахстане «NOMAD WAY». Это был крутой поворот! Попасть в список приглашенных сложно, организаторы фестиваля сами ищут коллективы и исполнителей. «NOMAD WAY» - это один из трех проектов международного мультикультурного проекта «The Spirit of Tengri», который традиционно проходит в Алма-Ате.

- Организаторы увидели наш видеоклип в интернете, мы им понравились (улыбается). Участие в фестивале «The Spirit of Tengri» для нас стало мощным толчком к развитию. Мы увидели совсем другой уровень. Поняли, к чему надо стремиться в профессиональном и техническом плане. Да и в финансовом плане тоже. Мы получили гонорар, на который смогли приобрести некоторые очень нужные нам инструменты. Нас поселили в шикарный 5-звездочный отель «Хилтон», для меня это было нечто невообразимое! Учитывая, что мы приехали из Москвы, где жили в абсолютно пустой однокомнатной квартире знакомых. Такие резкие перемены (смеется). Это было нереально круто! Организация фестиваля - на высочайшем уровне! Он считается одним из крутых в мире и входит в топ-10. На самом деле выехать на какой-нибудь фестиваль - удовольствие дорогое. Хорошо, если приглашающая сторона оплачивает расходы, а если за свой счет, то для целой группы - очень дорого. Даже по России. А в другие страны суммы идут уже на сотни тысяч. Вот так и получается: продукт есть, вывести – дорого. Проблема.

2017 год стал для Байлак знаковым. Воплотилась её мечта о создании группы, а еще она впервые съездила в Индию, побывала в Дхарамсале, где Его Святейшество Далай-Лама VIX даровал посвящение Авалокитешвары по случаю наступления священного месяца Сага Дава.

- Я увидела Его Святейшество, он был совсем недалеко от меня, я чувствовала исходящую от него энергию и силу, у меня текли слезы… Я вернулась из Индии другим человеком.

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ

Совсем недавно Байлак ушла из национального оркестра. Пришло время перемен. Время, когда нужно собраться и направить все силы в одном направлении. Для Байлак это личное развитие в группах «Хоомей Бит» и «Медээ Хаан». Этим летом девушка ездила в Италию на мастер-класс Джоджо Майера.

- За четыре дня он перевернул мое мировоззрение. Джоджо рассказал об истоках барабанного искусства, о своей методике, поделился опытом. Оказалось, что палочки надо держать не так, как меня учили, а немного по-другому. Я сразу почувствовала, что в новой позиции появилась свобода в движениях, и ускорился темп. Теперь я знаю, как можно долго бить по барабану и не уставать (смеется).

Изменения заметили и коллеги. Полученные знания Байлак намерена потихоньку внедрять в свою технику и тем самым оттачивать навыки барабанщика.

Уже этой зимой «Хоомей Бит» планирует выпустить второй альбом. Есть агенты, готовые организовать тур по Европе. Но предстоит большая работа по подготовке: записать видеоклип, продумать и заказать костюмы.

- Мечта любого музыканта - завоевать премию «Грэмми» и «The World Music Awards». Я тоже об этом мечтаю. Хотя, знаете, вот вы спросили про мечту, и я вспомнила, что любила мечтать в юности, а потом как-то жизнь закрутилась, житейские проблемы, и я в какой-то период перестала мечтать. А сейчас снова научилась. Мечтать – надо. Она вдохновляет, дает стимул и стремление к высотам.

Кстати, Байлак уже второй год, как хозяйка 1-комнатной квартиры. Шолбан Кара-оол сдержал свое обещание. Теперь, когда проблема с жильем решилась, Байлак задумывается и о создании семьи. В мужчинах она ценит хозяйственность, доброту, чувство юмора, легкость в общении и умение поддержать разговор на любую тему. А пока любовь ее не нашла, девушка полностью отдает себя творчеству, ведет здоровый образ жизни, изучает буддизм, работает над личностным ростом.

- Счастливые события в жизни?

- Посещение Индии, обучение в Италии и недавняя поездка в США по программе обмена для талантливых музыкантов. Эту поездку я выиграла, приняв участие в конкурсе. Из нескольких тысяч конкурсантов со всего мира были отобраны 25 человек. Было очень круто!

- О чем сожалеете?

- Ни о чем не жалею (улыбается)

- Что вы никогда не будете делать?

- Я никогда не буду курить, пить алкоголь и никогда не брошу музыку

- Ваши пожелания нашим читателям.

- Поздравляю всех с наступающим Новым годом! Желаю, чтобы в новом году вы могли чаще бывать в новых местах, путешествовать и, друзья, не забывайте мечтать! А также я приглашаю всех на концерт группы «Медээ Хаан», на котором вы услышите музыку из анимэ Хаяо Миядзаки. Будет круто! Встретимся в ДНТ 6 января в 16 часов.

Роланда Сандан

Журнал «Тувиночка", выпуск 12 (51) декабрь 2019 г.

(частичное или полное копирование материала возможно с обязательным указанием автора и источника https://vk.com/smi_tuvinochka)

Фото предоставлены героем материала

Подписывайтесь на наш Telegram-канал