Вы здесь

Легенда про спящего Саяна и тонкости экстрима в Туве – отзыв туриста

  • Вверх
    113
  • down
    135
2668 просмотров

 

КЫЗЫЛ, 29 декабря – В ЦЕНТРЕ АЗИИ. Ульяновская группа во главе с опытным руководителем совершила пеше-водный поход в Сибири, в республике Тува, на юге Западных Саян. Один из туристов поделился на сайте misanec.ru своими впечатлениями. 
— Перед походом всегда выбирается река и составляется четкий план: где и когда мы будем находиться в тот или иной день, — начинает свой рассказ Андрей. — Этот поход был особенным, потому что мы собирались сплавляться по реке Улуг-О, которая представляет собой маршрут пятой категории сложности (всего шесть категорий).
Путь до реки был непрост. Сначала добирались поездом до Красноярска. Оттуда на предварительно заказанной машине — до Кызыла, столицы Тувы. А затем пересели на вездеход и, наконец, добрались до берега. Таким образом, добраться до точки старта удалось за четыре дня.
Уснуть в вездеходе, который вез нас ночью к реке, было невероятно трудно. Поэтому, как только мы высадились, я отправил всех спать на два часа. После этого мы собрали катамараны: у нас было два четырехместных и один двухместный.
Уровень воды в горной реке был очень низкий. Часто приходилось прыгать за борт и на руках переносить катамараны через камни. Кроме того, в первые дни мы три раза порвали лодки о камни. Поэтому вынуждены были останавливаться и ремонтировать обшивку.
Но это было лишь начало испытаний. Впереди ожидали сложные пороги, каньоны, преодолевать которые намного труднее, нежели тащить на себе катамараны.
Буквально перед первым препятствием группа увидела необычное явление. Между двумя горами они заметили снег. Путешественники остановились, походили по «странному явлению» и не стали отказывать себе в удовольствии поиграть в снежки в середине лета.
Первый порог
Он назывался Ташаузским и относился к третьей категории сложности. Все суда прошли его практически идеально, что не могло не порадовать команду.
Но омрачило радость отсутствие места для стоянки. Все берега реки были завалены камнями, на которых, естественно, нельзя было ставить лагерь. И тут заметили, что у одного из катамаранов порвано днище. А это значит: еще раз невзначай чиркнет лодка по дну, и порвется внутренняя оболочка — тогда аварийной ситуации не миновать.
Смертельный «Демирсал»
Но самые сложные препятствия лежали после первого порога. Ниже по течению были не отдельные пороги, а целые их каскады. Перед тем как пройти очередной участок реки, группа разбирала маршрут до мельчайших подробностей.
Особое внимание уделяли описанию траектории движения катамаранов. Каждый капитан судна рассказывал своим матросам, как они будут проходить тот или иной порог. Кто нуждался в моей консультации, всегда мог подойти и послушать мои объяснения.
Все пороги суда проходили по-разному. Кто-то идеально, кто-то — с небольшими потерями (например, погнутыми или порванными деталями судна). Самым же сложным оказалось преодоление каскадов «Демирсал» и «Рижский».
Из дневника группы:
«Встали на стоянку напротив третьего «Демирсала». Завтра будем его проходить. На стоянке таблички… Одна 27 августа 1985 года (несколько человек), вторая совсем свежая (2001 год, женщина 46 лет). Гибель произошла в очень большую воду, когда после разрушения катамарана была еле спасена дочка капитана, но погибла женщина, и без вести пропал, кажется, 16-летний парень».
Прочитав эти таблички на камнях, напоминающие о погибших здесь людях, команда перед серьезным испытанием так и не смогла нормально отдохнуть. Чужое горе не давало расслабиться и держало в постоянном напряжении.
После тяжелой ночи группа выдвинулась в путь и преодолела пороги «Демирсал-3» и «Демирсал-4», а также «Рижский-1», «Рижский-2». При прохождении по сложной траектории 1-го «рижского» порога один из катамаранов опрокинулся вверх днищем — у профессионалов это называется «совершить оверкиль» или просто «кильнуться».
В гостях у тувинцев
После нелегкого дня они решили сутки провести на суше. Это был 12-й день вне дома.
— В этот день был у нас всплеск цивилизации, — радостно вспоминает руководитель.
После выхода из каньона уже не было сложных препятствий. Чтобы быстрее преодолеть оставшееся расстояние до Кызыла, группа связала жердями все катамараны, и таким, сложно управляемым, но быстрым «паровозом» ребята продолжили путь.
— Однажды, когда мы шли по воде, увидели жилище тувинцев. Нам захотелось сделать фотографии на его фоне, и мы подошли к берегу. Внутрь дома нас, конечно, не пустили. Но зато продали нам хойтпак — национальное блюдо, чем-то похоже на простоквашу, несколько лепешек, хлеб и молоко.
После вкусного обеда команда отправилась дальше и вскоре была уже в столице Тувы. 
Путешественники не стали долго задерживаться в Кызыле. Они наняли водителя, который провел им экскурсию по городу и отвез к началу второго этапа похода – к хребту Ергаки. 
Больше всего порадовало и удивило ребят вот что. Уходишь на небольшую экскурсию, оставляешь вещи без присмотра. Возвращаешься – они в целости и сохранности. Никто ничего чужого не возьмет!
Целую неделю команда путешествовала по просторам хребта Ергаки. До сих пор они вспоминают поразительный «Висячий камень». С ним связана красивая легенда. Вроде бы некогда существовал великан Саян, который охранял эти прекрасные места. Но пришло время, и он умер. Из-за того, что Боги не смогли найти ему достойной замены, они превратили Саяна в камень, а рядом положили висячую глыбу. Если она сорвется, то упадет в озеро, и брызги разбудят великана.
Поговаривают, что раньше этот камень, висящий на краю обрыва, качался, но не падал. Но кто-то решил специально уронить обломок скалы, используя при этом мощный домкрат. Однако народные умельцы так и не смогли уронить камень и разбудить спящего Саяна. А после того случая камень перестал качаться.

Беседовала с туристом Екатерина Нежданова 
Фото: сайт misanec.ru

Подписывайтесь на наш Telegram-канал