Вы здесь

Бывшие тувинские чиновники родили… «Партию мозолистых курдюков»

  • Вверх
    116
  • down
    78
2477 просмотров

Политфельетон

Главу Тувы, да и всех граждан республики можно поздравить: слухи о тайно сколачиваемом против него предвыборном образовании подтвердились!  На этой неделе оно всплыло, публично презентовав себя как Союз ветеранов государственной и муниципальной службы.

Для Шолбана Кара-оола сам факт появления этой организации в явно закисшем болоте политической жизни Тувы большой плюс. Что бы в итоге ни вышло из Союза, его наличие обеспечивает Кара-оолу бесспорную легитимность на досрочных губернаторских выборах, если они состоятся этой осенью.  Да и нам, простым смертным, развлечение.

Правда, есть одно «но» - потянет ли этот самый СоВГоМуС, это позднее дитя  экстремальной пенсионерской активности,  возлагаемые на него ожидания? 

А вот тут - одни сомнения и вопросы. Начнем с того, что публичным лицом новорожденного союза оказался совсем не тот, кого ждали - не махровый тувинский самостийник и вождь скотокрадов Вова  Русаков, заказавший и оплативший учредительный банкет. Почему-то с манифестом Союза выступил бывший министр шериг-ооловского призыва, которого за глаза кличут Болтайолычем, а в кругу соратников по госслужбе просто Болтаем.   

Республике Болтай запомнился тем, что в начале 90-х тихим сапом на пару с двумя банкирами (мужем и женой) попытался провернуть аферу с 300 млн. рублей. Деньги были выделены на закуп продовольствия для республики, но больше года где-то крутились. Времена были голодные, и всплывшая махинация сильно озлобила Туву. Народ пошёл митинговать против «мафиозного» министра. Неизвестно, чем бы всё кончилось, не прими в тот год парламент новую конституцию, в которой националисты протащили статью о праве Тувы на выход из России.

И с этого понеслось… В политику ринулись все, включая даже мелких карманников и бомжей, организовавших свои общества и партии. Разумеется, органам в таком бедламе стало не до Болтая. А потом, когда поутихло, они и вовсе сделали вид, будто забыли – лишь бы не будить в обществе лихо. Тем более, что ниточки от болтаевских миллионов, как выяснилось, тянулись на самый верх.

Не случайно оскандалившийся министр тогда не только не пострадал, но и пошел на повышение – целым заместителем председателя правительства. А в 2003 году  был назначен на сверхпочётную должность «всевидящего ока» верховного правителя – главным ревизором по Туве. Правда, за 7 лет его руководства солидный орган превратился в черт те что, поскольку практически весь штат – от дворника до бухгалтера - Болтай укомплектовал своими родственниками, превратив госконтору в семейный бизнес.

Сытную жизнь нашего застенчивого Альхена прервал в 2010 году новый губернатор, сняв с должности. Да и то лишь после того, как выяснилось, что стареющий Болтай  потерял всякую скромность и стал выписывать самому себе «золотые парашюты» по поводу и без – так, что даже подчиненные родичи не выдержали и «настучали» на дядьку.

В общем, чрезвычайно выразительное и колоритное лицо у новой организации -  насквозь измученное дармовым нарзаном, но притом ничуть не изуродованное муками совести.

Однако вернемся к нашим баранам, к новообретенному  СоВГоМуСу.  Какая диарея дёрнула избранных пенсионеров бросить психоделическое счастье старческого детства и слиться в воинствующий Союз  бывших бюрократов?

Если судить исключительно  по  заявленному манифесту, всему причиной кошмары, которые стали регулярно терзать Болтая  с 31 января 2016 года - по поводу растущей бедности тувинского народа, безработицы, оттока населения, коррупции и распродажи природных богатств республики. Словом, почти как у классика:

Я без мыслей об народе не могу прожить и дня!
Утром мажу бутерброд - сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло, и компот не льется в рот!
Ночью встану у окна и стою всю ночь без сна…

Но вот какая ерунда – сам объект этих терзаний, то есть народ, как-то совсем не проникся ими. Во-первых, рассудил он, страдать за народ надо было пораньше, когда у Болтая и его соратников было все, чтобы и с бедностью, и с безработицей, и со всем остальным бороться – были власть, должность, административные и финансовые ресурсы. Что мешало впрячься на народное счастье?

Во-вторых, для министра, пусть даже бывшего, у него какие-то уж больно «чайницкие»  аргументы.  Да, проблемы у Тувы есть и с бедностью, и с безработицей, и с преступностью, и с миграцией. Но при чем тут  «распродажа» месторождений? По логике Болтая, если бы Тува не пустила к себе ни на золото, ни на уголь, ни на металлы никого из инвесторов, народ тувинский сегодня был бы весь в шоколаде.

Что тут скажешь? Любому школьнику известно, что право распоряжаться недрами по Основному закону делегировано народом федеральному правительству, и только оно, а не региональные власти, решает все вопросы продажи права разработки месторождений. И Болтай это прекрасно знает, потому что первая продажа Элегестского месторождения угля состоялась как раз при нем, в 2002 году. Но, тем не менее, врет - потому что сказать больше нечего.

Нет, не зря, видимо, среди настоящих трудяг на всю эту затею с бывших даргаларов смотрят как на блажь: заскучали на пенсии, вот и захотелось приключений на свою харизму. Может, поэтому Союз отставных чиновников в народе так и нарекли  - Хаварык ужалар партиязы, или Партией мозолистых курдюков. Видимо, по ассоциации с самой рабочей точкой бюрократа.

Забавно, что «партия» эта своих истинных целей и не скрывает. В резолюции её ресторанного учредительного собрания прямо говорится, что для созданного Союза главной задачей является «защита прав и законных интересов своих членов», т.е. бывших чиновников. Да и сам Болтай в своей программной статье откровенно признается, что речь идет о  высуживании у бюджета Тувы доплат за госслужбу, которые в 2012 году упразднил Шолбан Кара-оол.

Об этой истории говорено уже много, повторяться нет необходимости. Одно можно добавить: со слов участников сабантуя в Хаан-клубе, Болтай только в 2015 году говорят содрал с республики по суду несколько сотен тысяч рублей в оплату пенсионной надбавки за свой «каторжный» труд на посту министра. И намерен продолжать судиться, хотя пенсия его, по самым приблизительным подсчетам, составляет не менее 30 тысяч рублей, т.е. вдвое больше, чем получает обычный пенсионер Тувы.

Вот и вся «курдючная» правда. Другой, увы, нет.

Пиче-оол Кондрашкин

Главе Тувы включили «зеленый» на досрочные выборы?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал